Тактика и сенсорика

Опубликовано .

Кто такая Илзе Кроуфорд, за что Maison & Objet назвал ее дизайнером года, и чему у нее стоит поучиться? Во всем разбирался Floor

 

ИСТОКИ

«Королева интерьеров» родилась в Лондоне и была старшей из пяти детей. После появления тройняшек, когда Илзе исполнилось семь лет, семья переехала в Кент, в дом побольше. Оттуда родом ее детские воспоминания и ощущения: просторный и холодный старый дом, длинный обеденный стол с церковными лавками, несколько мягких кресел, которые можно было сдвинуть и залезть на них всемером, частые гости, атмосфера веселья и свободы. Мотивы большой дружной семьи, длинного стола и душевного комфорта остаются главными в практике Кроуфорд.

Она не получила профильного образования, зато имеет внушительный журналистский стаж. Илзе запускала английскую версию Elle Deco и 10 лет проработала в издании редактором. Уже тогда она донимала штатских фотографов и французских издателей своим особым виденьем интерьера. В начале 90-х годов журналы о доме больше походили на товарные каталоги: общие снимки были зачищены от следов жизни и крупных планов – в них не было души.

Можно представить, что думали коллеги о мисс Кроуфорд, которая настаивала, чтобы в кадре были люди. Сейчас многие из коллег признают, что именно она научила британцев любить современный дизайн. Уволившись из журнала, Илзе переехала в Нью-Йорк и несколько лет рука об руку работала с Донной Каран над ее интерьерной линией. Однако, несмотря на внушительную зарплату, бросила и эту работу. Из США она подалась в Нидерланды, чтобы основать и возглавить академи ческое отделение под названием «Человек и его ощущение комфорта» в одной из лучших дизайнерских школ мира – Эйндховенской. Этот пост Кроуфорд занимает до сих пор.

В апреле на Миланской неделе дизайна Илзе курировала выставку работ своих студентов Touch Base, посвященную тактильным ощущениям. Не отвлекаясь от преподавательской практики, еще в 2003 году она открыла собственную студию StudioIlse, в которой сейчас работает 25 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Конечно, лучше всего Кроуфорд удаются интерьеры частных домов и квартир. Некоторые критики отмечают, что у дизайнера нет собственного стиля. Действительно, люди привыкли демонстрировать предметы мебели вместо того, чтобы показывать вкус. Однако Илзе ратует за проверенный временем и бытом дизайн для жизни – без крайностей и не сбивающий с толку. На фотографиях этого не увидишь, зато почувствуешь, очутившись в комнатах.

Умение создать приватную атмосферу очень пригодилось дизайнеру в работе с отелями и даже аэропортами. Зал ожидания – точно не самое уютное место на земле, но Кроуфорд сделала уютным и его. Создать «дом вне дома» задача не из легких, но здесь 54-летней Илзе нет равных.

Первое публичное пространство она оформила в 2003 году для закрытого клуба Soho House в Нью-Йорке. В последующие годы, где бы ни открывался новый филиал Soho House – там было видно и Илзе Кроуфорд. Дизайнерские интерьеры не противоречат понятию «роскошь», просто у Илзе она не показная, а настоящая. В шведском отеле Ett Hem, например, нет лобби и ресторана. Вместо них – кухня с запасами еды и вина, столовая, гостиная с роялем, полная книг библиотека и слегка запущенный сад.

Илзе не всегда может найти подходящую начинку для своих интерьеров. И хотя ряд коллег демонстративно фыркнули, глава StudioIlse все-таки решилась на линию собственных продуктов. В ассортименте – бокалы для шампанского, разработанные в сотрудничестве с Майклом Анастасиадисом, софа, которую для Кроуфорд делают мастера старинной фабрики Georg Smith, кожаные табуретки для Artifort и пара настольных ламп. Но, безусловно, самым показательным союзом Илзе стала прошлогодняя коллаборация с Ikea. Любой желающий мог оценить пробковые столы и табуреты, посидеть на скамейках из джута, потрогать бамбуковые светильники и подушки из небеленого льна. Коллекция Sinnerlig — настоящая ода натуральным материалам и тактильным ощущениям. Теперь она доступна для всех.

ПРИЕМЫ

Попробуем разобрать почерк Илзе Кроуфорд на составляющие. Вот несколько трюков, которые наполнят интерьер воздухом, душой и самобытностью.

 

Игра текстур

Козырный прием Кроуфорд – контраст поверхностей. Тактильность – основа ее интерьеров, которая достигается путем парных комбинаций различных материалов: гладкая мраморная ванна и растрепанное махровое кресло в отеле Ett Hem, необработанное дерево и блестящий лак в гонконгском клубе Duddels, старинная хрустальная люстра и стальная мебель в особняке Dinder House.

 

Лимитированная палитра

Лимитированная не значит монохромная или нейтральная. Речь скорее о цветовых приемах, влияющих на восприятие помещения в целом и помогающих в них расслабиться: минимум контраста, покраска молдингов, и даже потолков, в цвет стен.

Чувство времени и места

Локация и история строения, с которым работает Кроуфорд, всегда четко определяют финальный интерьер. Илзе с одинаковым уважением относится к особняку эпохи регентства и к бывшей кожедубильной фабрике. Обожженная плитка оказалась на полу лондонского High Road House потому, что была типичной для строений такого типа, а стулья Ercol в здании отеля Crown Inn XVI века сделаны вручную 100 лет назад.

 

Стержень и гибкость

Интерьер Кроуфорд ставит человека на первый план. В ее пространствах приятно и удобно жить, а не рассуждать о них. В загородном семейном доме прямо на кухне устроена игровая комната. Ее собственный лофт видоизменяется и приспосабливается к нуждам текущего дня с помощью раздвижных панелей, а копенгагенская галерея The Apartment обставлена как уютная квартира.

Фото: